Премьера балета «Коппелия»

2018-06-19 11:20:00

Балет «Коппелия» Музыкальный театр Карелии завершит 63-й сезон большой балетной премьерой. Хореограф-постановщик Кирилл Симонов представит карельской публике авторскую версию балета «Коппелия» на музыку Лео Делиба. Новую постановку Кирилла Симонова театралы увидят на сцене 4 и 5 июля.

«Коппелия» – балет выдающегося французского композитора XIX века Лео Делиба по мотивам новеллы Гофмана «Песочный человек». Премьера балета состоялась в Париже в 1870 году, и с тех пор он постоянно присутствует в репертуаре балетных трупп на мировых сценах. Немецкий романтик на основе народных поверий о Песочном человеке написал страшноватую мистическую историю о юноше Натанаэле. Герой, любивший жизнерадостную девушку Клару, был очарован прекрасной и таинственной Олимпией, которая оказалась механической куклой. В судьбе юноши зловещую роль играет некий Коппелиус, в котором Натанаэль видел Песочного человека из страшных сказок его детства.

Кирилл Симонов предлагает авторскую версию балета с приближением к его литературному первоисточнику: «Классическая «Коппелия» прекрасна, но мне интересен более драматический подход, отражающий движения человеческой души. Моя постановка – это в первую очередь именно Гофман с его мотивами мистики и рока». Несмотря на то, что история очень драматичная и сложная, ее танцевальное наполнение, по словам хореографа, будет в чем-то даже веселым и эмоционально ярким. Танцы «Коппелии» пронизаны элементами пантомимы, в балете много номеров на основе национального фольклора – польская мазурка, венгерский чардаш, шотландская жига и др. Это дает возможность показать в выгодном свете работу кордебалета, добавить спектаклю зрелищной и эмоциональной яркости. Все богатство классического и характерного танца «Коппелии» в спектакле Кирилла Симонова передается через язык неоклассики.

Действие хореограф и автор либретто Ольга Погодина-Кузмина (известный писатель, драматург, сценарист, автор романов «Адамово яблоко», «Власть мертвых», «Сумерки волков», «Ласковая вечность», «Герой» и пьес «Мармелад», «Сухобезводное», «Толстого.нет», «Глиняная яма» и др.) перенесли в Россию, все события происходят в двух временных отрезках: пролог – 1937 год и весь спектакль – 1960-е годы во дворе обычной советской хрущевки.

Типичный советский двор и трехэтажный дом в натуральную величину на сцене строит известный европейский театральный художник и балетный критик Павол Юраш (Словакия). С Кириллом Симоновым он осуществил современную версию балета «Спартак» в Словакии (2016) и Польше (2017). Авторитетный английский балетный обозреватель Маргарет Уиллис писала о его работе: «Павол Юраш – человек большого таланта. Его костюмы заставляют вспомнить «Русские сезоны» с их цветами и деталями».

Цветы и детали – яркие, необычные – будут и на костюмах «Коппелии», наполненных романтикой эпохи и имеющих при этом очень современный вид. Уникальна технология их изготовления: сложные авторские рисунки и узоры специально для этого спектакля напечатали на тканях в петербургской мастерской.

Дирижер-постановщик спектакля – Анатолий Рыбалко (вместе с К. Симоновым он работал над постановкой «Лебединого озера»). Художник по свету – Александр Мустонен, дважды лауреат Национальной премии «Золотая маска», создавший световое оформление для спектаклей «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Анна Каренина», «Сон в летнюю ночь», «Лебединое озеро».

Главные партии исполнят солисты балета Московского Государственного академического музыкального театра имени Н. И. Сац Алевтина Касаткина и Сергей Беломысов.