Выставка Тамары, Маргариты и Тони Юфа

2017-12-27 12:54:00

Афиша В преддверии зимних праздников медиа-центр «Vыход» подготовил для горожан и гостей столицы Карелии новогодний подарок – выставку известной карельской арт-династии – Тамары, Маргариты и Тони Юфа. Выставка откроется сегодня в 17.00.

Для искушенного зрителя выставка представляет любопытный экскурс в творчество трех поколений карельских художников, позволяющий увидеть метаморфозы сюжетов, тем и графического языка, продекларированных когда-то в середине 1960-х классиком карельского искусства Тамарой Юфа в своих графических сериях, книжных иллюстрациях, театральных эскизах.

В каком-то смысле эта выставка – новое эхо триумфального успеха карельской художницы Тамары Юфа в отечественной культурной среде эпохи «оттепели», увидевшей тогда свою идентичность в ее работах,  в далеком от столицы северном порубежье – Карелии, сопряженной с карело-финским эпосом, русскими заонежскими былинами, неожиданно продолженными в эпическом памятнике «Слове о полку Игореве» – всем том, что сейчас бы назвали духовными и историческими «скрепами». Тогда в 1960-х, в период расцвета художественного сурового стиля в советском изобразительном искусстве, идеи романтизма еще только нащупывали себе почву в новых исторических и политических реалиях. Героями полотен той поры были в основном сталевары, трактористы, колхозники, вожди, и появление в этом контексте прекрасных женских образов из далеких мифов, сказок, легенд воспринималось думающей публикой как глоток свежего воздуха, заставляющий увидеть, что родина, отечество, славная история державы начинались совсем не в 1917 году и не с выстрела «Авроры».

Работа Тамары Юфа Важно помнить и то, что графический язык работ карельской художницы, отсылающий зрителя к эстетике северного модерна, «Миру искусства», к эпохе поиска национальных идей (которые не очень вписывались в советскую идеологическую доктрину, но отчасти иллюстрировали официальную картинку о многонациональной дружной советской семье) – стал самобытным почерком Тамары Юфа, сделавшим ее работы знаменитыми и узнаваемыми на огромной территории СССР. Так, во второй половине 1960–70-х годов творчество и само имя Тамары Юфа, как сказали бы сейчас, стало в СССР модным культурным брендом. Репродукции ее работ публиковались миллионными тиражами в многочисленных журналах, фотопортреты художницы выставлялись в публичных пространствах страны (например, в столичном кинотеатре «Россия»). Более того, стало свежим трендом приобретать сувениры на память о Карелии, выполненные по эскизам художницы Юфа. (Некоторые образцы и сейчас можно встретить в квартирах и музейных экспозициях, посвященных жизни в СССР).

Работа Тони Юфа Казалось бы, между творчеством Тамары Юфа и ее внучки Тони, молодой современной художницы, лежит пропасть. Но кислотно-яркие броские вызывающие cool works Антонины – это фактически новый взгляд, новая, адаптированная под цифровые технологии, интерпретация и развитие пластических идей, которыми пронизана графика ее знаменитой бабушки. Нельзя не заметить знакомое пристрастие к северным историям, метафорическое тело которых Тоня ткет из пикселей многозначительных атомов-значков. Героями ее композиций уже выступают не девы и богини Калевалы, а сама молодая художница – героиня авторского северного мифа, которая, словно Илматар, порождает из своего тела всевозможные миры пластических фантазий, которым естественно быть не только в залах галерей и музеев, но и в социальных и информационных сетях цифрового Парнаса. Теперь уже яркий стильный почерк Тони Юфа, делает ее работы знаменитыми и узнаваемыми на огромной территории Интернета. Ее модные северные «фэнтези» привлекают внимание армии уже иных поклонников, живущих в новой эпохе новой страны.

Работа Маргариты ЮфаЕсли мысленно соединить прямой линией творческие судьбы Тамары и Тони Юфа, она пройдет между эрой СССР и временем новейшей России. Понятно, что период становления Маргариты Юфа пришелся как раз на середину – на страшное безвременье так называемой перестройки и крушения советской империи. Вполне возможно, это объясняет многое в творчестве Риты, в частности, ту особую эстетическую дистанцированность от реальной жизни, которой пропитаны ее работы. Суровая неуправляемая реальность нашей жизни 1990–2000-х годов, в которой нет ничего от порядка, закона и хотя бы каких-то рациональных позитивных процессов, – все это вынесено за поля творчества Маргариты Юфа. Ее акварельные и пастельные композиции – это территория красоты, гармонии, прекрасного, чудесного, уютного, любимого... Визуальная «мануальность» ее работ воздействует как арт-терапия, которая ласкает глаза и лечит встревоженную душу. Само лечение искусством, наверное, во многом помогло Рите выжить в сложные времена, но вполне возможно, помогло и преодолеть влияние знаменитой мамы – «главного художника» семьи – Тамары Юфа. Оставаясь в традициях «фамильного» графического языка, Рита привнесла в свои работы свежее: светскость сюжетов, легкость композиций, свою экзотическую тематику, интерес к Востоку, японскому искусству, чисто женским сюжетам домашнего уюта и жизни природы. Вполне возможно, гендерный аспект творчества Риты определяет ее особенную нишу в карельском искусстве как Женщины-Художника – без всяких кавычек и уничижительных подтекстов.

Новая семейная выставка трех известных и значительных художников Карелии – не только праздничный красивый подарок нашему городу, всем любителям прекрасного, фанатам «бренда» под названием «искусство Юфа», но и пробная постановка профессиональных вопросов к различным институциям, занимающимся не только искусствоведением, вопросами культуры и искусства, но и поиском и продвижением новых карельских культурных брендов, иных имиджей, новых историй и идей для будущего.

Адрес медиа-центра «Vыход»: г. Петрозаводск, пр. К. Маркса, 14. Режим работы: 12.00–19.00; воскресенье, понедельник, а также 31 декабря 2017 года, 1–3 и 6–8 января 2018 года – выходной. Телефон: (8142) 76-14-41, e-mail: exit@museums.karelia.ru, группы «ВКонтакте»: http://vk.com/komart_club, https://vk.com/yufa_ptz