Замаскированный «Сад»: премьера в Театре кукол

Спектакль «Сад»28 июня в 19 часов в Театре кукол Карелии состоится премьера спектакля «Сад» по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Режиссер-постановщик – лауреат «Золотой маски» Александр Янушкевич. Художник-постановщик – лауреат «Золотой маски» Татьяна Нерсисян. Композитор – Александр Литвиновский. Хореограф – Александр Козин. Sound-design – Дмитрий Гаврилов. Художник по свету – Дмитрий Бабкин. Спектакль поставлен при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Жанровое определение спектакля Александра Янушкевича – комедия. Именно комедией считал пьесу «Вишневый сад» и сам А.П. Чехов. В этом спектакле хрестоматийные чеховские герои возведены в абсолют и становятся живыми куклами. Нет ни дам в роскошных белых платьях, ни цветущих вишен. В «Саду» никто никого не слышит, каждый персонаж поет о своем, словно глухарь на току.

Спектакль «Сад»В театре кукол играет всё: предметы, объекты, тени, маски. Маска вообще имманентна театру кукол как жанру искусства, ведь маска – это «ширма» для лица. Кроме того, маска, как и кукла, «смотрит» носом. Самое главное ноу-хау этого спектакля – мягкие подвижные маски персонажей, созданные художником Татьяной Нерсисян и осуществленные цехами театра. Эти маски надеваются на голову, становятся «второй кожей» и вместе с костюмом задают характер персонажа.

История театральной маски началась еще в IV веке до н.э., и во все времена маска, как тот воротничок из рассказа Н. Тэффи, «требовала» и других театральных компонентов. Если на сцене появляется маска, то стократ возрастает роль пластики, жестикуляции, музыки, танца и освещения. Репетиционный процесс под руководством режиссера Александра Янушкевича превратился в настоящее поле для экспериментов: каждый был включен в творческий поиск.

Спектакль «Сад»Маска требует условных гротескных жестов и четкой графичной пластики. И хореограф Александр Козин нашел небытовую пластику для каждого характера, продумал пластический рисунок каждой роли, поставил общие танцы. Композитор Александр Литвиновский создал музыку для спектакля, а звукорежиссер Александр Гаврилов в процессе репетиций разработал саунд-дизайн каждого трека. Огромное значение в спектакле «Сад» приобрел свет, и художник по свету Дмитрий Бабкин использовал весь арсенал технических возможностей Театра кукол.

Работа над спектаклем проходила в творческой атмосфере. Несмотря на то, что режиссёр Александр Янушкевич точно знал и видел конечный результат, он был открыт любым предложениям. Много новых идей в спектакль привнесли и актеры. В спектакле «Сад» занята практически вся труппа Театра кукол Карелии, а также драматические артисты Алексей Белов (Национальный театр Карелии) и Леонид Прокофьев. Актерам-кукольникам, привыкшим играть «через объект», было легче освоить заданный маской способ существования. Интересно, что и драматические артисты сразу приняли предлагаемые обстоятельства и активно включились в работу. Спектакль «Сад» словно открыл для всех какое-то новое измерение театра объектов.

Возрастной ценз спектакля – 18+.

Фото Михаила Никитина.