Второй фестиваль «Лифт. Карелия. Молодой театр» как отражение времени

Открытие на улицеС 15 по 22 сентября в рамках праздничных мероприятий, посвященных 100-летию организации Республики Карелия состоялся Второй театральный фестиваль «Лифт. Карелия. Молодой театр». В фестивале приняли участие 20 спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ижевска, Пскова, Вологды, Архангельска, Мытищ, Мирного, Лодейного Поля, Петрозаводска и Норвегии. Спектакли были показаны на всех театральных площадках Петрозаводска, а также в Кондопоге и в Олонце. На официальном закрытии фестиваля жюри назвали три спектакля-лауреата и четыре спектакля, получивших специальные призы. По итогам семинара-лаборатории «Любительские театры в контексте современной культурной жизни России» и семинара-практикума «Молодая театральная журналистика» участникам вручили сертификаты о прохождении обучения.

Задолго до начала фестиваля в городе появились афиши с изображением молодой пары с головами-глазами. Необычная пара стала символом фестиваля, отражающим более пристальное восприятие окружающего мира молодым поколением, и способность целевой аудитории более внимательно и глубоко чувствовать, познавать и понимать.

Актерский вечерПрограмму фестиваля можно было разделить на три основные части: внеконкурсные, приглашенные спектакли; спектакли конкурсной программы, обсуждаемые членами жюри и участниками; образовательные программы, состоящие из семинаров-лабораторий, практикумов, тренингов, мастер-классов. Программа полностью соответствовала названию фестиваля. «Лифт» перемещался во всех плоскостях, обеспечивая максимальную доступность для всех желающих. Фестиваль подтвердил, что спектакли, заявленные в афише – это отражение сегодняшнего времени, исследование всевозможных театральных граней. Каждый спектакль открывал зрителю новый неизведанный театр со своими законами, своим языком, стилем и способом рассказывать историю. Но, несмотря на все веяния современности, все постановки сохранили ту нравственную систему координат, которая от времени не зависит.

ЗрителиТеатральные критики, приглашенные для обсуждения спектаклей, эксперты известнейших театральных фестивалей России, таких как «Золотая Маска», «Золотой софит», «Рождественский парад», «Арлекин» и других, высоко оценили работы карельских театров, присудив им два из трех основных призов. Лучшим спектаклем фестиваля стал «Сад» – новая работа Театра кукол Карелии, поставленная белорусским режиссером Александром Янушкевичем. Как отметили члены жюри, авторам спектакля удалось сделать уникальный, невероятно актуальный спектакль, в котором вся культура XX века отражена в сжатом и емком высказывании. Спектакль Национального театра Карелии «Сказка о попе и о работнике его Балде» (режиссер Вячеслав Поляков) одержал победу в номинации «Лучший ансамбль». Критики отметили мастерскую работу всей команды спектакля, от актерско-режиссерско-художественного тандема до всех технических служб и участников постановки. Актриса театра Ad Liberum Елена Сапегина получила специальный приз за артистическую работу в спектакле «Пир во время чумы», режиссер Снежана Савельева.

СадЛауреатами фестиваля «Лифт» стали также участники из других городов и стран. Третий основной приз в номинации «За лучшую режиссуру» отправился в Санкт-Петербург. Им был отмечен Петр Чижов, поставивший спектакль «Антарктида» в Драматическом театре «На Литейном». Решение спектакля – актерская игра и одновременно прямая трансляция с созданием фильма – дали абсолютную иллюзию присутствия зрителей в далеких снегах Антарктиды.

Но самое настоящее погружение в виртуальную реальность и непривычные ощущения зрителям обеспечил VR-спектакль «KOTI», реализованный в рамках международного проекта «Театр и виртуальная реальность» / «TeatteriVR» режиссером Олегом Николаенко. С помощью специального оборудования и компьютерной программы были созданы фантастические пространства и декорации, в которых, полностью растворившись, зритель становился одним из участников карело-финского эпоса «Калевала» и даже соавтором создания Вселенной. Жюри отметили этот проект специальным дипломом «За воплощение эпоса средствами современных технологий». Еще один специальный приз жюри получил артист Архангельского молодежного театра Илья Глущенко за филигранно отточенную роль завуча школы в спектакле «Пираньи. Дневник 12-летнего», режиссер Максим Соколов.

СеминарСтудентами театроведческого факультета РГИСИ, приглашенными для участия на фестивале, был также учрежден специальный приз в номинации «за актуальное звучание в молодой аудитории», который получил спектакль «Легкие» Мирнинского театра, режиссер Ярослав Рахманин. И как заметили сами авторы спектакля: «Когда на фестивале «Молодого театра» свой единственный приз тебе присуждают молодые критики – это победа!».

Но не только спектаклями запомнился фестиваль «Лифт. Карелия. Молодой театр» участникам и зрителям. Уникальный образовательный опыт получили руководители любительских театров практически из всех районов Республики Карелия. Два дня работы семинара-лаборатории «Любительские театры в контексте современной культурной жизни России» дали новые теоретические и практические знания для взаимодействия с потенциальными участниками, зрителями и партнерами. Эксперты в области театрального менеджмента, санкт-петербургские специалисты Марина Наймарк и Ирина Хижинская рассказали об основах фандрейзинга, ведения проектов и работе с донорскими организациями. Артисты карельских театров провели тренинги по актерскому мастерству, пластике и сценической речи.

Члены жюриВсе желающие смогли принять участие в мастер-классе по современному танцу, который провели выпускницы Норвежской академии танца, и опробовать на себе медиатехнологии, используемые артистами в спектакле-эксперименте «Звук тишины». Мастер-класс по импровизации от творческой мастерской «Мир Сomme il faut» показал примеры новаторского решения постановок с использованием необходимых знаний для свободного и самостоятельного существования на сценической площадке вне границ заданного материала и текста.

На протяжении всего фестиваля проходил семинар-практикум «Молодая театральная журналистика» под руководством профессора РГИСИ Елены Горфункель. В Петрозаводске Елена Иосифовна не впервые, поэтому знающие записывались на семинар заранее, ведь пообщаться с таким мэтром и знатоком театра не только редкая удача, но и просто колоссальное удовольствие. Вдохновенные тексты, написанные семинаристами после просмотра спектаклей, можно встретить на различных интернет-ресурсах. Также авторские рецензии будут опубликованы в группе фестиваля «ВКонтакте» https://vk.com/liftkarelia

Обсуждение  спектакляНельзя не отметить семинар для профессионалов театра, который провела художник-технолог по свету, художник по свету Государственного академического Большого театра России Елена Древалёва. Сотрудники театров Карелии получили обширные знания по использованию новых технологий в построении системы управления постановочным светом – это и интеллектуальные световые приборы, светобутафория, видеопроекционная аппаратура и пр.

В рамках фестиваля в фойе Национального театра Карелии открыта выставка работ московского театрального художника Дарьи Синцовой. В основе художественных решений, представленных в виде макетов и эскизов к спектаклям, лежит внимание, интерес и приверженность к стилевым подробностям, что свидетельствует об умении обращаться с драматургическим материалом и всецело отдаваться профессии.

Насыщенная программа фестиваля, незабываемые встречи в актерском клубе, экскурсии в красивейшие места нашей республики – все это обеспечило зарядом энергии и творческим запалом всех причастных на долгое время. Оргкомитет ежедневно получает огромное количество благодарных отзывов. Театральный фестиваль «Лифт. Карелия. Молодой театр» – пространство не только для эксперимента и поиска. Это место для дружеских знакомств, интересного общения, зарождения новых творческих проектов. Театральный фестиваль – это как поле для театральной импровизации, в которой основной акцент делается на умении подхватывать партнерскую линию, высвобождаться от стереотипов, учиться понимать и любить свое собственное «Я».

Проведение театральных фестивалей – это поддержание театра «живым». Возможность сменить ракурс, угол зрения, привлечь взгляд со стороны. Зрители становятся участниками, участники зрителями. Фестиваль дает возможность почувствовать перетекание энергий и ритмов, составляя одно общее дыхание. Прожив таким образом частичку своей жизни, надеемся скоро ощутить это дыхание вновь.