Виолончелист Александр Рамм выступит в Карельской филармонии

Александр Рамм3 февраля в 19.00 в Карельской филармонии при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны» состоится концерт, в котором примет участие известнейший виолончелист Александр Рамм.

Концертная жизнь молодого музыканта Александра Рамма началась с 9 лет. Как солист и в сопровождении оркестра он выступал в залах Московской консерватории. Виолончелист неоднократно участвовал в Международном фестивале «Primavera Classica» в Москве, на котором несколько раз был удостоен приза зрительских симпатий, а также в фестивалях-мастер-классах Courchevel Academy и Holland Music Sessions (2010). Александр Рамм – победитель Четвертого Московского конкурса юных виолончелистов (2003), Первого Кембриджского международного конкурса (Бостон, Массачуссетс, США, 2005), Третьего Beijing International Music Competition (Китай, Пекин, 2010) и Первого Всероссийского Музыкального конкурса (2010), обладатель Гран-при Московского фестиваля романтической музыки (2006).

Александр Рамм не впервые выступает в столице Карелии, но 3 февраля публику ждет необычный концерт. По-английски респектабельный микроклимат филармонии нарушит исполнение Концерта для виолончели с оркестром величайшего польского композитора ХХ века Витольда Лютославского. Если вы никогда раньше не сталкивались с произведениями Лютославского и случайно набрели на эту музыку на просторах интернета, то, скорее всего, решите, что слушаете композицию британской Saxon или американской Cheap Trick, только в аранжировке для симфонического оркестра.

Что же это за музыка, которая одновременно и завораживает, и наполняет душу предчувствием неизвестной опасности?

Композитор Витольд ЛютославскийЕсли обратиться к истории ее создания, то это мало что объяснит. Концерт для виолончели с оркестром был заказан Лютославскому Королевским филармоническим обществом и Фондом Гюльбенкяна (Галуст Гюльбенкян – британский финансист, промышленник и филантроп, крупный нефтяной магнат XX века) в 1969 году. Мировая премьера произведения состоялась в Королевском фестивальном зале в Лондоне 14 октября 1970 года в исполнении Борнмутского симфонического оркестра под руководством Эдуарда Даунса, партия виолончели – маэстро Мстислав Ростропович. Все это презентабельно и достаточно обыденно для музыкантов такого уровня. Но если обратиться к биографии самого композитора, услышать громкие имена его друзей-музыкантов, то многое можно будет если не понять, то хотя бы представить.

Родившись в Варшаве на рубеже XIX и XX веков, Витольд Лютославский, как и все его поколение, пережил две мировые войны, немецкую оккупацию, когда, сбежав по дороге в концлагерь, вынужден был скрываться, работая тапером в маленьких ресторанчиках. Дальше – долгая жизнь под откровенным давлением вкусовых музыкальных предпочтений партийного руководства, не понимавшего и при каждой возможности запрещавшего к исполнению произведения, вошедшие в историю как «музыка ХХ века».

Два его ближайших советских друга – Дмитрий Шостакович и Мстислав Ростропович – подвергались жесточайшей травле с самых высоких трибун, а представить себе в конце 60-х годов прошлого века, что это всесилие политбюро когда-нибудь закончится, было просто невозможно. Может быть, поэтому музыка Витольда Лютославского так страшна в своем безнадежном бунте?

Кстати, во время написания Концерта, который прозвучит 3 февраля в филармонии, Лютославский часто обращался за советом к Ростроповичу – хотел прочувствовать манеру исполнения на виолончели. А великий виолончелист, в свою очередь, активно изучал новые способы работы пальцев, чтобы суметь сыграть сольную партию, очень сложную, даже для такого виртуоза, как он.

Отчасти именно сложность партии виолончели сделала Концерт для виолончели с оркестром Лютославского редко исполняемым. Только солисты с очень громкими именами берут его в свой репертуар. Петрозаводчанам повезло: если вспомнить, что Александру Рамму часто прочат славу, равную по размаху славе великого Ростроповича, то карельскую публику ждет по-настоящему большое событие в музыкальной жизни.