В Музыкальном театре Карелии состоится концерт «Requiem Verdi» в рамках III Международного фестиваля искусств «Онего-Классик»

Афиша7 мая 2014 года в 19.00 в зале Музыкального театра Республики Карелия состоится концерт «Requiem Verdi» III Международного фестиваля искусств «Онего-Классик».

На концерте выступят Симфонический оркестр филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – Анатолий Рыбалко), Академический хор Петрозаводской государственной консерватории (хормейстер – заслуженный деятель искусств России Е.Гурьев), Академический хор Петрозаводского государственного университета (хормейстер – Н.Маташин), Оренбургский Муниципальный камерный хор (хормейстер – О.Серебрийская)и Смешанный хор музыкального колледжа имени Н.Римского-Корсакова (хормейстер – Н.Романов).

Солировать в этот вечер будут лауреаты международных конкурсов Ольга Шуршина (сопрано, театр «Зазеркалье»), Надежда Сердюк (меццо-сопрано, Мариинский театр), Сергей Семишкур (тенор, Мариинский театр) и заслуженный артист России Петр Мигунов (бас, Большой театр).

В программе прозвучит Реквием для солистов, хора и оркестра Дж.Верди.

«Уже есть так много, много заупокойных месс! Нет нужды добавлять к ним еще одну», – скромно говорил 65-летний Джузеппе Верди, откладывая в сторону наброски Реквиема… с тем, чтобы вскоре вернуться к своему замыслу и в 1874 году закончить мессу. Память о великих соотечественниках заставила оперного композитора взяться за текст католической службы, сменив чувственность итальянского языка строгостью латыни.

В 1868 году скончался оперный маэстро Джоаккино Россини. Верди никогда не питал к нему особо теплых чувств, но смерть музыканта глубоко взволновала его. Вскоре он предложил самым выдающимся итальянским композиторам объединиться для написания реквиема памяти Россини. Однако благородная инициатива была подавлена обстоятельствами. 22 мая 1873 года страну постигла еще одна утрата – скончался поэт Алессандро Мандзони. Верди преклонялся перед Мандзони и приложил все силы, чтобы в годовщину смерти почтить память своего кумира траурной мессой. На этот раз все случилось так, как задумал композитор. Торжественная премьера прошла в Милане под управлением автора и с участием лучших певцов Италии. 

Джузеппе Верди вошел в историю как проницательный реформатор оперного театра. Он охотно обращался к современным темам, искал сюжеты «новые, значительные, прекрасные, разнообразные… смелые до крайности…». Реквием многими был воспринят как «покушение» оперного маэстро на жанр духовной музыки. Премьера Реквиема в соборе Сан-Марко стала едва ли не единственным его исполнением под церковными сводами при жизни автора. 

Сейчас Реквием исполнятся в концертных, а чаще – театральных залах. Последнее представляется очень естественным, ведь он ярко театрален. Возможно, латинский текст дал композитору желанную свободу от оперных штампов, с которыми он всю жизнь боролся. Эта свобода позволила Верди сконцентрироваться на главном – чувствах человека в роковой миг между жизнью и смертью. Реквием близок по стилю поздним операм Верди, прежде всего создававшейся одновременно «Аиде». Особенно это относится к выразительным ариозо и ансамблям — дуэтам, терцетам, квартетам — с типично итальянской оперной кантиленой.