В Городском выставочном зале Петрозаводска откроется выставка современной гуаши

30 сентября в 16.00 в день рождения петербургского Музея современного искусства Эрарта в Городском выставочном зале Петрозаводска открывается выставка "ГУАШЬ два О". Весной и летом выставка проходила в самой Эрарте. Петрозаводская версия выставки дополнена работами Юлии Сопиной, Феликса Волосенкова, Тамары Грицюк, Валерия Лукки, Николая Мясникова (1954-2011), Виктора Штриккера.

Гуашь, как и акварель, принадлежит к числу быстросохнущих водяных красок, требующих мастерства, смелости и виртуозности. В России гуашь, как правило, считается оригинальной графикой, за рубежом — живописью.

Техника гуаши известна еще со времен древнего Египта и античности. Широко использовалась гуашь в период Средневековья. В сокровищницу мирового культурного наследия вошли старинные арабские и персидские миниатюры, искусство периода Империи великих моголов в Индии и многое другое. Обращались к технике гуаши и великие художники ХХ века: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс, Марк Шагал и другие.

В наше время рынок в значительной степени подмял под себя художественную жизнь, а гуашь на бумаге стала своего рода некоммерческой техникой. Обычно предпочтение отдается картинам, написанным маслом, темперой, акрилом, в то же время растет стоимость художественных материалов. На мир традиционных художественных техник наступают дигитальное (цифровое) искусство и актуальные практики. Гуашь в силу демократичности и малобюджетности стала своего рода сферой свободного творческого проявления и «чистого», нетронутого рынком искусства, формой внутренней жизни. Когда художник свободен от экономической прагматики, когда он думает только о поисках выразительности или достигает ее, не думая, а движение руки опережает мысль, и свободно стекающая по листу под воздействием земной гравитации вода (H2O) с красочным пигментом участвует в процессе на правах стихии — тогда и возникает та атмосфера легкого дыхания искусства, передать которую стремится этот проект.

В изобразительном ряду выставки преобладает пронизывающая искусство ХХ–ХХI веков экспрессионистическая линия. Здесь она представлена в романтической версии, характерной для Петербурга. Ярким и импульсивным художником предстает в своих гуашах Евгения Голант. Светлой ностальгией наполнены почти вневременные пейзажи Инны Скляревской. В целом, интонация экспозиции — словно объяснение в любви миру. В работах таких отъявленных гуашистов как Арон Зинштейн и Александр Косенков отчетливо прослеживаются философия и практика радости, восприятие жизни как праздника, который вокруг нас, «который всегда с тобой». Колористически активные, энергично написанные работы несут в себе ту витальную силу, ту яркость визуальных впечатлений, которых подчас так недостает в сером северном свете 60-й широты.

В выставке приняли участия Феликс Волосенков (СПб), Инна Скляревская (СПб), Тамара Грицюк (Новосибирск), Арон Зинштейн (СПб), Александр Косенков (СПб), Валерий Лукка (СПб), Игорь Камянов (Москва) Алла Давыдова (СПб), Николай Мясников (1954-2011, Новосибирск), Юлия Сопина (СПб), Виктор Штриккер (Аахен, Германия), Елена Юдина (Академгородок, Новосибирск). Выставка организована в рамках программы «Россия в Эрарте».

Выставка продлится до 23 октября.