Нужны ли читателям творческие встречи с писателями?

У художественной литературы великая миссия: с помощью живого слова развивать внутренний мир читающего, обогащать его истинными знаниями, будить порой дремлющую мысль. Но, чтобы отдавать, необходимо иметь. Иметь в душе то, чем можешь поделиться с другими. А, значит, в первую очередь, необходимо накопить в себе этот духовный потенциал. Следующий шаг — предоставить возможность жизненным знаниям реализоваться в творчестве. Этот процесс требует от пишущего человека не только свободного времени, но и больших духовных и физических сил. Третий шаг — найти средства на издание книги. Труднейшая проблема, тем более для неработающих пенсионеров, к числу которых относится большинство писателей. Но, допустим, эти задачи решены. Книга вышла! Но, как ей, бедняге, в тонкой обложке, с чёрно-белыми иллюстрациями, конкурировать с «гламурными» изданиями столичных авторов, какими пестрят полки книжных магазинов. К тому же многие магазины отказываются брать на реализацию книги в тонких обложках да ещё из рук «физических лиц», тем более «местных авторов». На пути продвижения новой книги к читателю выстроена, казалось бы, непробиваемая железобетонная стена, которую не оббежать и не перепрыгнуть. Как выйти из этого беспросветного тупика? И тут на помощь приходят библиотекари, учителя-филологи, которые понимают, что «не всё то золото, что блестит», что книгу нужно выбирать не по обложке, а по содержанию. Что нового она несёт читателю? Зовёт ли «в даль светлую» или тащится на поводу у низких интересов толпы? Опытный, вдумчивый библиотекарь расставит надёжные ориентиры на пути читателя к нужной ему книге. А ведь иногда даже одна прочитанная в детстве книга может перевернуть все взгляды человека, изменить вектор его жизненных устремлений. Так стоит ли бросать тень на святую профессию, намёкая на то, что она изжила себя?

Во время недавней творческой поездки по Пудожскому району, состоявшейся при моральной поддержке Библиотечной Ассоциации Республики Карелия, увидела, как много делается учителями-филологами, организаторами школ, библиотекарями школьных и сельских библиотек в этом направлении.

Трогательно проходили встречи в трёх школах города Пудожа, где я жила и преподавала много лет. Шесть литературных уроков в один день в школе № 2. Филологи школы № 1, Нина Васильевна Минеева, в тесном сотрудничестве с учителем ИЗО Юлией Анатольевной Обуховой давно работают не только с моими уже изданными книгами, но и с рукописями новых произведений. Школьники подарили диск с рисунками и многочисленными отзывами на полюбившиеся повести и рассказы.

Преподаватели профессионального училища № 22 города Пудожа — Надежда Ивановна Одинаева и Людмила Александровна Медведева пригласили на встречу молодых людей из нескольких групп. Сетовали на то, что сегодняшние студенты берут в руки художественные книги всё реже и потому очень надеялись на то, что заинтересованный разговор с писателем даст толчок к чтению.

Посетила сельские библиотеки и школы района. И везде люди тянулись к открытому искреннему разговору о жизненных проблемах, поднятых в литературе, к новым книгам, да и просто к встрече со своими же односельчанами. В Подпорожье писатели нечастые гости. Библиотекарь школы Любовь Владимировна Тумаш с воодушевлением рассказала об истории посёлка, подарила на память буклет, чтобы почаще деятели культуры заглядывали и в их родные места. В Кривцах порадовал школьный музей (даже пожалела о том, что так плотно составлен график выступлений!), в Кубовской школе развернулся настоящий праздник, умело организованный педагогом-организатором Людмилой Ивановной Хохловой. На встречу были приглашены участники вокальной группы «Ивушки» в концертных костюмах, матери и бабушки тех ребят, которые так дружно аплодировали им в зале. И тут уж не обошлось без пирогов и чаепития. Вглядывалась в улыбчивое лицо директора школы Натальи Григорьевны Харченко и думала: дай-то Бог ей здоровья на долгие годы, чтобы объединять вокруг себя таких мудрых и деятельных единомышленников.

На встрече в школе посёлка Авдеево присутствовали не только школьники, но и взрослые читатели. Выступать перед аудиторией читателей разного возраста нелегко. Но вместе с директором Надеждой Ивановной Зеленько решение нашли. Сначала рассказала о детских книгах, и дети разошлись по классам на уроки. Потом состоялся разговор со старшеклассниками и взрослыми.

После встречи в Водлинской школе на продолжение разговора в сельскую библиотеку пришли не только взрослые, но и школьники, у которых, как оказалось, не закончились вопросы.

Не скрою, приятно удивляло то, что даже в отдалённых сельских библиотеках и школах есть мои книги, — почти везде были организованы выставки книг и публикаций. Значит, интерес и востребовательность в карельской литературе есть. За что, опять же, низкий поклон благодарности нашим учителям и библиотекарям.

Как член редакционного Совета журнала «Север» спрашивала мнение о журнале. Там, где журнал не выписывался, читатели искренне сетовали на это и тут же договаривались о передаче друг другу подаренного от имени главного редактора свежего номера журнала.

Работники библиотеки посёлка Пиндуши Медвежьегорского района написали трогательное письмо с просьбой не проехать мимо их библиотеки. Там ожидал настоящий сюрприз: Ирина Тойвовна Черказёрова и Татьяна Тимофеевна Андрушкевич со школьниками инсценировали мой рассказ «Две копейки, три копейки — пятачок...». Играли так профессионально, что оставалось только «диву даваться», что только не по силам нашим библиотекарям?! Выдумкой, способностями Бог щедро наградил! И разве проедешь мимо таких библиотек, где столько радушия, активности, желания творить добро! И не надо бояться того, что с появлением электронных книг профессия библиотекаря устареет. Господа чиновники, не торопитесь закрывать малые библиотеки. Люди — не роботы, потребность в живом общении у них не «отключить»! И до тех пор, пока в библиотеках будет проводиться активная работа с читателями, да ещё на должном уровне, в библиотеки будут тянуться люди.

Конечно, интерес к чтению у населения, особенно у молодёжи, сегодня катастрофически падает. И причин тому много. Нет возможности осветить их все в небольшой статье. Неравнодушным к этой, поистине уже национальной, проблеме советую найти в Интернете: Заявление Учёного совета филологов факультета МГУ от 22 ноября 2012 г. После прочтения этого Заявление, многое становится ясным. И сегодня в этой очень тревожной обстановке необходимо объединить все усилия педагогов, библиотекарей, писателей, родителей для того, чтобы не допустить массового падения нашего подрастающего поколения в «пропасть» невежества и бездуховности.

Надежда Васильева,

председатель Карельского представительства

Союза российских писателей