Новая развивающая художественно-эстетическая программа «Сказки кантеле» – способ развить своего ребенка и укрепить семью

Карл ОрфС сентября 2013 года по субботам на базе Молодежной студии Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» работает новая развивающая художественно-эстетическая программа «Сказки кантеле». Инновационная авторская программа педагога Елены Александровны Пономаревой разработана для занятий с детьми от 2 до 4 лет и их родителями.

 «Сказки кантеле» разработаны на принципах орф-педагогики, основанной и развитой немецким композитором Карлом Орфом и его коллегой Гунильд Кетман почти 100 лет назад. Сегодня Орф-подход используется во всём мире для обучения людей в естественной и непринуждённой обстановке. Музыковед, фольклорист, специалист ансамбля «Кантеле» Ирина Семакова задала педагогу Еленой Пономаревой несколько вопросов, ответы на которые могут заинтересовать родителей:

– Елена Александровна, почему Вы решили заниматься не только с детьми, но и с их родителями?

– Такое решение не было случайным: во-первых, маленькие дети в присутствии родителя, выполняющего задания педагога, чувствуют себя в классе значительно комфортнее; во-вторых, выполнение совместных творческих заданий семьей помогает укреплению самой семьи и служит установлению взаимного доверия между взрослым и ребенком, развитию партнерских отношений в творчестве, что, в свою очередь, помогает активно, ускоренными темпами развиваться сразу двум членам семьи. 

– Вы назвали свою авторскую программу «Сказки кантеле». Такое название связано со сказками?

– С одной стороны, использование сказки в педагогике предполагает реализацию некой событийности урока, театральность и создает мотивацию к перевоплощению, к актерству и, в конечном итоге – к психологическому раскрепощению в творчестве. С другой стороны, реализация сказки опирается на игровую деятельность ребенка – важнейший механизм и инструмент познания им действительности, развивает креативность, устанавливает межличностные позитивные контакты на основе творчества и, конечно, способствует развитию у ребенка и его родителя чувства ритма, формирует умение правильно и красиво петь, развивает память, решает некоторые логопедические задачи, углубляет тактильные и моторные ощущения и навыки, способствует всестороннему развитию ребенка и его родителя.

– Елена Александровна, Вы первооткрыватель данной развивающей методики?

– Основы методики разработал немецкий композитор и великий музыкальный педагог Карл Орф как способ активизации музыкального развития детей и формирования в них умения не только играть, но и импровизировать сольно и в ансамбле на элементарных музыкальных инструментах.

– В рамках программы «Сказки кантеле» Вы занимаетесь данным направлением творчества?

- Конечно, это важнейшая часть наших занятий: для них специально в Ансамбле «Кантеле» мастер музыкальных инструментов Александр Фролов изготавливал элементарные, прежде всего, шумовые музыкальные инструменты. Некоторые из необходимых для занятий инструментов по заданию педагога родители и их дети будут делать дома из подручных материалов, а потом на занятиях будут играть на них.

– Есть ли в России специалисты, которые развивают заложенное Карлом Орфом направление?

– Да, конечно. Уже несколько десятилетий в России успешно работает музыкально-педагогическое общество имени Карла Орфа, председателем которого является известный педагог Вячеслав Жилин. Он и его соратники углубили и адаптировали к российским условиям методику Орфа. Они ввели всевозможные игровые практики, элементы театрализации, хореографию и многое другое. Эти наработки я осваивала на семинарах. К сожалению, данное направление педагогики в современной Карелии не представлено, хотя некоторые из преподавателей музыки помнят курсы, которые в Петрозаводске несколько лет назад провела педагог и композитор из Гродно Татьяна Боровик.

– На что бы Вы обратили особое внимание родителей, которых заинтересует новая программа «Сказки кантеле»?

– На то, что они должны учиться вместе со своими детьми. Семейные занятия в уютном Доме Кантеле, психологический контакт родителей и детей, совместное творчество – это не только эстетическое развитие ребенка, но и новый уровень отношений между детьми и родителями. Уверена, что родителям будет очень интересно, весело и полезно заниматься творчеством вместе с детьми, а для ребенка это особенно важно!