Не стало Игоря Румянцева

Игорь Румянцев«Человека можно назвать аристономом, если он стремится к развитию, обладает самоуважением, ответственностью, выдержкой и мужеством, при этом относясь к другим людям с уважением и эмпатией», – такое определение вывел Григорий Чхартишвили в романе «Аристономия». Эти слова в полной мере можно отнести к Игорю Михайловичу Румянцеву, которого не стало 9 декабря 2019 года. Не зря его называли «аристократом духа».

Игорь Михайлович Румянцев, артист Русского театра драмы, участник Великой Отечественной войны, прожил долгую и честную жизнь. Его общий актёрский стаж – около шестидесяти лет. Только в петрозаводском Русском театре драмы Игорь Михайлович проработал сорок два года, за которые сыграл более ста сорока ролей. Если бы в 2006 году Объединённую дирекцию Музыкального театра и Русского театра драмы не расформировали, его репертуарный лист был бы много больше.

Игорь Михайлович Румянцев родился в 1923 году. На профессиональную сцену вышел ещё до войны – играл во вспомогательном составе драматического театра города Сталинска (Новокузнецка). Во время ВОВ учился в Арттехническом училище зенитной артиллерии города Томска, с 1944 года служил младшим техником-лейтенантом в ПВО Западного округа. Прошел войну с августа 1942 по июнь 1946 года и после демобилизации вернулся в труппу драматического театра города Сталинска.

В 1947 году Игорь Румянцев поступил в ЛГИТМиК на курс народного артиста России Бориса Елисеевича Жуковского и в 1951 году окончил обучение с дипломом по специальности «Артист драмы». После окончания института Игорь Румянцев работал в Мурманском Театре Северного флота, Саранском, Могилевском, Норильском, Вологодском драматических театрах. В Вологде также преподавал сцендвижение и фехтование в филиале Школы-студии МХАТ.

В 1964 году Игорь Румянцев приехал на работу в Петрозаводск зрелым артистом. Ему минуло сорок лет, и он был потрясающе красив. Стройный, гибкий, пластичный, музыкальный, с отличной выправкой, всегда органичный на сцене, он занял амплуа героя и сразу стал одним из ведущих актёров труппы. Игорь Михайлович был великолепным артистом, умным, тонким, вдумчивым, хорошей школы и редкой сценической культуры. А ещё он был порядочным и скромным человеком.

Игорь Румянцев работал с такими известными постановщиками, как А.В. Шубин, М.П. Малинин, Е.Л. Гельфанд, И.П. Петров, В.М. Пахомов, О.И. Джангишерашвили, А.Д. Андреев, и многими-многими другими. И редко артисты так умели слушать и столь точно выполнять их требования, как это мог Игорь Михайлович.

Как артиста Игоря Румянцева всегда отличали интеллигентность, достоинство, внутренняя культура и благородство. На сцене он был молод и в шестьдесят лет, и в семьдесят, и в восемьдесят. Над каждой своей ролью в каждом спектакле артист работал творчески, ответственно, добросовестно и безотказно, творя в течение полувека тихий незаметный подвиг. Сам Игорь Михайлович не считал подвигом ни свою работу на фронте, ни свою работу в театре: служба есть служба. Его выправка, спокойствие, приветливая улыбка долгие годы были необходимой составляющей труппы Русского театра драмы.

Зрители нескольких поколений помнят его Левия Матвея и Поплавского в «Мастере и Маргарите». Многие видели царедворца и хлопотуна Полония в «Гамлете», Официанта в спектакле «Женский стол в охотничьем зале», невежу Простакова в «Недоросле» и другие роли. Искренность, доброта и чистота позволяла Игорю Михайловичу создавать незабываемые образы в детском репертуаре, где невозможно сфальшивить. Его обаятельных персонажей – Принца в «Белоснежке и семи гномах», кузнеца Сеппо в «Сказке о ленивых братьях», Фелпса в «Приключениях Гекльберри Финнна», Короля в «Маленьком принце» знают, помнят и любят зрители разных возрастов.

Зрители XXI века любят и помнят созданные Игорем Румянцевым образы «человека, который хотел» – Сорина в «Чайке»: живого и тёплого в вычерченном шахматном мире спектакля; оперного певца Реджинальда в «Квартете» – чуткого, ранимого, по-интеллигентски незащищённого; нисколько не резонёрского, но живого и трепетного Священника в «Пире во время чумы». В ролях последнего периода звучит внутренняя актёрская тема Игоря Румянцева, может быть, его завещание: во всех этих трёх ролях поднимаются вопросы о смысле жизни человека, его предназначении, о личном достоинстве и чести.

Кроме работы в театре, Игорь Румянцев снялся в советском мини-сериале режиссёра Карена Геворкяна «Иван Павлов. Поиски истины» (1984) в роли художника Михаила Васильевича Нестерова, который писал портрет академика Павлова в старости. Кстати, Игорь Михайлович неплохо рисовал не только в роли.

Сдержанный, скромный и неконфликтный, Игорь Михайлович был примером дисциплинированности и обязательности в работе для всех своих коллег как на сцене, так и в жизни. В 1984 году за роль Агабо Богверадзе в спектакле «Арба перевернулась» Игорь Михайлович был удостоен диплома СТД Карелии «Лучшая роль сезона», а в 2002 году Игорь Михайлович удостоен высшей театральной премии Республики Карелия «Онежская маска» в номинации «За служение театру».

Как участник Великой Отечественной войны Игорь Михайлович Румянцев был награждён медалями «За победу над Германией» (1945), и другими юбилейными медалями, а также Орденом Славы (1995). За большие творческие заслуги Игорь Михайлович был премирован Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Карелии, Совета Министров Карелии, ЦК Профсоюзов работников культуры Карелии, Почетным знаком «За достижения в культуре» МК РФ (1998).

За долгую и безупречную службу Игорь Михайлович Румянцев не получил ни одного актёрского звания. Он просто брался за любую роль, на которую был назначен, и каждый раз создавал на сцене живого человека в соответствии с драматургическим материалом и режиссёрским жанром. Был на сцене живым, органичным и достоверным. И его наградой более полувека были аплодисменты зрителей.

Прощание с Игорем Михайловичем состоится в пятницу, 13 декабря, с 13 до 14 часов в Городском траурном зале на ул. Вольной, 4.