КУЛЬТУРНЫЙ МАНЁВР

Каким образом маленькая Карелия собирается конкурировать с огромным Китаем в производстве сувениров и почему руководители от культуры вынуждены осваивать военную тактику.

«Наноси удар противнику там, где он слаб, и нападай там, где в его позиции брешь... На войне следует избегать тех неприятельских позиций, где есть наполненность, наносить удар там, где у неприятеля пустота...». Это выдержки из знаменитого трактата «Искусство войны» китайского стратега Сунь Цзы, точнее — из комментариев к книге. Сомнительно, чтобы руководители Карельского центра культурных инициатив внимательно изучали трактат, прежде чем взяться за развитие в республике народных ремесел. Но выглядит это именно так, причем правила Сунь Цзы весьма символично будут использоваться против его же соплеменников.

Сегодня ремесленники Карелии испытывают трудности, хотя потенциал у региона общепризнанно колоссальный: на одной эксплуатации традиционной вышивки можно было бы хорошо зарабатывать. Этого почему-то не происходит. Одна из причин, по мнению руководителя Центра культурных инициатив Елены Сологуб, связана с позиционированием товара на рынках.

— Сегодня примерно 70 процентов мелкой сувенирной продукции производится в Китае. Да-да, вы не ослышались, деревянный магнитик «Кижи» с большой долей вероятности может быть привезен с Измайловского рынка, а изготовлен вообще в Поднебесной. Конкурировать на этом поле наши мастера не могут, в первую очередь — по цене. Значит, нужно занимать иную рыночную нишу, — считает Елена Сологуб.

Обход конкурента с флангов заключается в создании дизайнерской продукции, которую можно использовать в быту: например, подушки, изделия из текстиля, бересты, посуда, в том числе — для загородных домов, и тому подобное. Кто-то возразит: тоже мне, Америку открыли, купить ручку из карельской березы можно в любой лавке. И здесь вступает в силу еще одно хитрое оружие: по мнению Елены Сологуб, необходимо менять дизайн сувенирной продукции, чтобы она больше устраивала современного покупателя и находила свое место в современном интерьере.

— Мы в сотрудничестве с мастерами создаем новую линейку. Дизайнер разрабатывает эскиз и технологию изготовления, мы обучаем мастеров и получаем усовершенствованный продукт. Нужно другое качество, в котором бы реализовывались карельские традиции и бренды, заключенные в современную «утилитарную» оболочку, — рассказывает директор центра. — Например, замечательное предприятие «Карельские узоры» производит продукцию, разработанную еще в семидесятые годы...

Чтобы работа приносила мастеру больший доход, ее нужно продвигать на столичные рынки. Hand-made всегда дороже; однако то, что не потянет житель Карелии, окажется в самый раз для праздного француза в Шереметьево. Но здесь опять-таки нужно думать над качеством и внешним видом продукции: важна даже упаковка, с которой у республиканских ремесленников опять-таки туговато. Ее тоже сейчас будут обновлять, а фактически — создавать заново.

Сейчас в проекте задействовано пять предприятий и около тридцати мастеров, работающих по керамике, текстилю, дереву. Трудятся они не только в Петрозаводске, но и в других районах. К примеру, в Сортавала в середине марта открылась ремесленная площадка по гончарному делу, на подходе также мастерская в Рускеала. Уже через несколько месяцев обновленная продукция выйдет на рынок. Сможет ли она отбить место под солнцем у «желтого дракона», покажет время, но мы будем болеть за наших.

Автор статьи,

журналист Георгий Чентемиров