Дело мастеров боится

В Сортавальском районе открываются две уникальные ремесленные площадки, призванные развивать народные промыслы на местах. Журналист Георгий Чентемиров побывал там и в очередной раз полюбовался на людей, преданных своей идее и готовых своими усилиями изменять мир вокруг себя.

...Кронид Гоголев — фигура почти эпическая, давно вырвавшаяся за пределы крошечной Сортавалы, где художник и сформировал свой неповторимый стиль. Однако где родился, там и пригодился: вооружившись таким девизом, именно в Сортавале дочь мастера Мария несколько лет назад возглавила выставочный зал с произведениями Гоголева. Музей совсем непровинциального уровня может претендовать на звание культурного центра города и района. И буквально на днях этот статус упрочился: при галерее открылась ремесленная площадка для мастеров и любителей гончарного дела.

Площадка появилась благодаря Центру культурных инициатив Карелии, который выиграл грант на реализацию двухгодичного проекта «Центр дизайна и ремесленный бизнес-инкубатор».

Организаторы рассчитывают создать в республике инфраструктуру для развития народных промыслов. Благодаря проекту в Карелии появятся творческий инкубатор и новый выставочный зал в Петрозаводске, а также ремесленные площадки в районах. Сортавала стала «первой ласточкой».

Мастерская расположена в историческом здании, примыкающем к галерее (в Сортавале вообще исторических зданий — хоть отбавляй). Старые кирпичные стены изнутри отделывать не стали, что создает особый шарм и какую-то загадочно рабочую атмосферу.

Вы бы видели, что здесь было несколько месяцев назад! — рассказывает руководитель Центра культурных инициатив Елена Сологуб. — Мы приехали из Петрозаводска, посмотрели, ужаснулись и уехали. Но уже в поселке Рускеала повернули обратно, посмотрели еще раз и, вздохнув, решили: надо работать.

«Рулить» ремесленной площадкой будет Оксана Учень — мастер гончарного дела, приехавшая в Карелию из Петербурга. Ее муж со товарищи приводил в порядок помещения, ориентируясь на запросы и потребности своей жены. Получилось симпатично, теперь надо будет наполнять смыслом.

— Это новая страница в истории учреждения. Мастерская станет площадкой для развития творческих способностей, для создания линейки эксклюзивной сувенирной продукции, для привлечения туристов, — сказала на открытии Мария Гоголева.

Оксана поясняет: потенциальный клиент может не только купить в галерее понравившийся сувенир, но и пройти в мастерскую, чтобы посмотреть, как этот сувенир создавался. При желании он сможет и поучаствовать в процессе, правда, «дело рук своих» сразу забрать не получится — обжиг отнимает некоторое время. Однако это лишь малая часть нагрузки на ремесленную площадку.

— Здесь откроются студии для школьников и для взрослых, мы будем проводить мастер-классы, учить людей ремеслу. Есть в Сортавале выпускники художественной школы, специалисты в области декоративно-прикладного искусства, которые получат возможность трудиться здесь, — рассказала мастер.

В перспективе Оксана Учень хочет отказаться от дорогой привозной глины и перейти на местное сырье — оно требует некоторой обработки, но позволят удешевить производство. В апреле мастерская начнет работу, а через некоторое время в галерее Кронида Гоголева откроется и магазин для изготавливаемой здесь продукции.

Как показали проведенные Центром культурных инициатив исследования, сейчас сфера производства сувениров развита недостаточно: мастера не готовы включаться в рыночные процессы, в республике очень слабая производственная база, сырье дорого, инвестиции и оборотные средства практически отсутствуют, а сама продукция зачастую выглядит устаревшей и неконкурентоспособной. Для исправления этой ситуации и был получен грант. Начав с Сортавалы, «фронт борьбы» за развитие народных промыслов передвинули в поселок Рускеала — здесь расположится еще одна мастерская по дереву и керамике.

— Мы решили грантовые деньги потратить на оборудование, а ремонт сделать своими силами, — рассказывает Виталий Толыпин. Этому человеку с детскими глазами не исполнилось и тридцати лет, но он уже давно руководит производством и торговлей сувенирной продукцией возле знаменитого каньона. Молодой предприниматель заводит гостей в ремонтируемое здание: еще несколько месяцев назад здесь были голые стены и пейзаж для съемок постапокалиптического кино, сегодня — новые двери и стеклопакеты («Я все двери в округе скупил, теперь издалека возить приходится», — улыбается Виталий), гипсокартон на стенах и строительные инструменты на полу. Через несколько месяцев ремесленная мастерская должна начать работу.

Согласно старинной поговорке, рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Многие так и поступают, но не все. Оксана Учень, Мария Гоголева, Виталий Толыпин не ищут, где глубже, а копают сами. Вместо того чтобы сетовать на провинциальную прописку, они изменяют мир вокруг себя, превращают развалины в мастерские, создают рабочие места, норовят кинуть лишнюю копейку в небогатый районный бюджет и рискуют сами через некоторое время превратиться в фигуры «неместного» масштаба.

Наверное, им просто есть с кого брать пример.

Георгий Чентемиров