300 лет Зосимо-Савватиевскому приделу Успенского собора в городе Кеми

Вид на Леп-островУспенский собор в городе Кеми является выдающимся памятником русской народной архитектуры. 

Расположен он в центральной части города, на высоком берегу Леп-острова, омываемого двумя рукавами реки Кемь, примерно в 10 км от ее впадения в Белое море. 

В качестве архитектурной доминанты собор сохраняет свою градостроительную роль, активно формируя «морской фасад» города.

История собора уходит своими корнями в далекое прошлое. Предшественник ныне существующего, тоже Успенского собора с двумя приделами – Предтеченским и Зосимо-Савватиевским, построенный в середине XVII века на средства Соловецкого монастыря, сгорел вместе с частью Кемского городка в 1710 году. В 1711 году было получено разрешение на строительство на том же месте нового собора с двумя приделами. В 1714 году был освящен Зосимо-Савватиевский придел, а полностью отстроен собор был в 1717 году.

Собор деревянный, холодный. Состоит из главного Успенского храма, Зосимо-Савватиевского и Никольского приделов, трапезной, сеней и крыльца. 

Композиционно-пространственная структура включает три высоких храмовых объема «восьмерик на четверике» с шатровым завершением, примыкающих с севера, востока и юга к квадратной в плане трапезной под двускатной кровлей. С запада к трапезной пристроены сени и крыльцо с разновысокими двускатными крышами. Приделы имеют пятистенные алтари с «бочечным» завершением. 

Зосимо-Савватиевский приделК Зосимо-Савватиевскому приделу с запада примыкает небольшой, прямоугольный в плане объем сеней с самостоятельным входом, покрытый на один скат. Создание  трехчастной композиции собора с ритмично нарастающими объемами было обусловлено, вероятно, градостроительной ситуацией, сложившейся здесь к моменту его строительства. Низкая трапезная соответствовала малоэтажным жилым домам, башни приделов поддерживали уровень существовавших здесь соседних церквей, а мощная вертикаль Успенского храма доминировала в окружающем пространстве. 

Сейчас уже нет Троицкой кладбищенской церкви (1696 г.), церкви Иоанна Предтечи (1682 г.) и соборной колокольни, но высота жилой застройки осталась, по-видимому, такой же, как и более двухсот лет назад: те же одно-двухэтажные домики, поднимающиеся по пологому берегу острова. И в наше время эмоциональное воздействие собора велико. Он словно вырастает из городской застройки и, не подавляя ее, является логическим завершением городского ансамбля.

Стены собора, за исключением обоих сеней, сложены из круглого леса «в обло», не обшиты. Алтари Успенского храма и Зосимо-Савватиевского приделов рублены «в лапу», сени – каркасные с тесовой забиркой. Двускатные кровли трапезной, сеней и крыльца самцово-слеговой конструкции с «красным» тесом. Декор фасадов предельно сдержан и подчеркивает конструктивные элементы: под полицами шатров и алтарей проходят подзоры из досок с «городковой» порезкой, торцы слег алтарных бочек закрывают двухъярусные причелины с порезкой в виде «гуська» и «городком», аналогичные конструкцию и рисунок имеют причелины трапезной и сеней. Внутри трапезной расположены два мощных резных столба, поддерживающих массивную балку-матицу, состоящую из двух сплоченных по вертикали бревен. По периметру стен трапезной установлены широкие лавки с ножками из досок с контурной порезкой.

Иконы Успенского собора можно отнести к плеяде лучших произведений древнерусского искусства. Большинство из них датируются XVII веком. В 1975 году основная часть икон была вывезена в Петрозаводск для реставрации и находится в фондохранилище Музея изобразительных искусств, часть икон и утвари хранится в помещении Благовещенского собора в г.Кеми. В Зосимо-Савватиевском приделе организовано временное убранство для ведения церковных служб: выполнена обшивка стен изнутри строганной доской, установлен иконостас и другое необходимое для церковных церемоний оборудование. Придел, которому летом этого года исполняется 300 лет со дня освящения, сейчас постоянно используется для проведения церковных служб.

Большие ремонтные работы на Успенском соборе проводились дважды. В 1876 году он из-за ветхости был закрыт. Ремонт проводился с 1885 по 1889 годы. Было заменено большое количество бревен в стенах Успенской церкви, приделов и трапезной, перекрыты кровли и частично главки, поставлены сжимы на аварийных участках. В соответствии со строительными правилами того времени собор снаружи был обшит тесом. В 1960-е годы XX в. под руководством выдающегося ученого и реставратора объектов русского деревянного зодчества А.В.Ополовникова была проведена реставрация собора: выполнен ремонт кровель, заполнение круглых проемов в восьмерике, частичное укрепление стен, восстановление первоначального крыльца, с наружных стен была снята тесовая обшивка. В 1975-1980 гг. на соборе проводились консервационные работы.

В настоящее время общее состояние Успенского собора крайне неудовлетворительное, близкое к аварийному. Утрачена прочность ряда несущих конструкций, наблюдаются значительные деформации как основных объемов памятника, так и отдельных участков стен и угловых соединений. На памятнике необходимо проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ методом полной переборки срубов. Первым этапом работ является разработка проектной документации, которая начнется уже в этом году. Работы будут проводиться на основе многолетних исследований памятника, выполненных карельскими и московскими архитекторами. Финансирование проектных работ будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)».

Начало масштабных реставрационных работ, направленных на восстановление этого уникального объекта культурного наследия с 300-летней историей, будет хорошим подарком прихожанам храма, жителям и гостям города Кеми и всей республики.