10 регион – время высокой музыки: в Петрозаводске выступил Дмитрий Коган

На концерте Дмитрия КоганаВесна – время свежих эмоций. И светлых ожиданий. Для города это стало грандиозным событием – 6 марта в Большом зале Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова Дмитрий Коган преподнес в дар публике свое выступление, сыграв совместно с коллективом камерного оркестра студентов консерватории под управлением Алексея Дмитриева. В зале – ни одного свободного места. И все ожидают чего-то невероятного…

Для каждого, кто сумел ощутить всю полноту восхитительных музыкальных переживаний в этот вечер, мне кажется, это явилось большой честью. Удивительный факт – скрипка работы итальянского мастера Джузеппе Гварнери (известного в свое время под псевдонимом «дель Джезу», то есть в буквальном переводе «Иисусов», потому как Гварнери ставил на своих инструментах христианский символ-монограмму IHS), созданная им в 1728 году, эта 300-летняя «старушка» зазвучала в руках Дмитрия Когана по-настоящему пронзительно и откровенно. Звук ее ярко прорезал все пространство, мгновенно долетая до самых отдаленных уголков зала и поражая воображение даже самого неискушенного слушателя. А для профессионалов, конечно, именно этот уникальный инструмент стал главной «приманкой» на концерт. Но только в умелых руках этот бесценный объект скрипичного искусства сумел раскрыть все возможные звуковые смыслы.

Дмитрий КоганДмитрий Коган – представитель одной из самых известных музыкальных династий нашей страны. Его дедушка – один из лучших скрипачей мира в XX веке Леонид Коган, бабушка – также известная скрипачка Елизавета Гилельс (сестра выдающегося пианиста Эмиля Гилельса), отец – дирижер и скрипач Павел Коган. Казалось бы, что может быть хорошего в том, что твоя судьба предрешена с детства. Но, как отметил Дмитрий на встрече со студентами, для него нет большего счастья, чем заниматься своим любимым делом. «И это действительно правда!», – подумает каждый, кто увидит исполнителя на сцене, ведь он не просто неподвижно стоит там со скрипкой в руках – нет. Живет, дышит этой средой и создает ее энергию. 

В своей игре Коган часто использует прием rubato (т.е. «свободно») – это позволяет продлевать звук настолько, насколько это кажется уместным исполнителю, что делает звучание более выразительным, придает ему более динамичное и напряженное движение. Такая свобода отличает не только скрипичное интонирование Дмитрия Когана, но и его сценическую пластику. Движения его абсолютно раскованы и предельно аффектированы – музыкант «плавает» в пространстве сцене туда, куда ведет его музыкальный поток, даже если при этом его положение оказывается спиной к публике. Так вокруг рождается ощущение, что каждый может погрузиться в этот самый поток и столь же легко в нем существовать.

Программа концерта полностью соответствует главной задаче этого тура в рамках проекта «Время высокой музыки» – это поддержка CD-диска, записанного Дмитрием Коганом на двух концертах в Колонном зале Дома союзов в Москве. Тогда была исполнена музыка Фрица Крейслера (популярные вальсы под названиями «Муки любви» и «Прекрасный розмарин», а также пьеса «Синкопы»), Антонио Вивальди, Томазо Витали, Пабло Сарасате, Иржи Бенды, Астора Пьяццоллы. Часть этой программы и прозвучала в Петрозаводске. 

Казалось бы, сколько раз уже были слышаны «Времена года» Вивальди – эта музыка стала уже настолько популярной, что может иногда даже раздражать, зазвучав вдруг рингтоном на чьем-нибудь мобильном телефоне. Но именно в такие моменты, когда сочинение исполняется целиком (все четыре концерта, каждый – в трех частях) с великолепной академической подачей при идеальных акустических условиях, заново открываешь для себя гениальную музыку, чтобы вспомнить… так вот почему ЭТО называют шедевром! 

Произведения «рыжего священника» Антонио Вивальди подобны совершенным, филигранным кристаллам. Аббата Вивальди можно было бы назвать не просто композитором, но «изящных дел мастером». Симметричная графика мелодических линий III части концерта «Зима» напоминает столь же идеально сконструированные формы снежинок, а музыка I части того же концерта заставляет буквально кожей почувствовать леденящее морозное дыхание, которое сковывает все вокруг, в том числе заставляя замирать и сердце. А волшебные переклички птиц в «Весне»! Пожалуй, загадкой остается только меланхолия «Лета»… 

На концертеВ репертуаре нашлось место еще и последним актуальным тенденциям: исполненная Коганом «Рапсодия» Джона Уильямса, сотканная из тем саундтрека к фильму Стивена Спилберга «Список Шиндлера», напомнила о том, как наша фигуристка Аделина Сотникова завоевала свою золотую олимпийскую медаль на играх Сочи-2014.

Особенно важно, что впервые Дмитрий Коган исполняет свою программу совместно именно со студенческим оркестром. И это говорит о высоком уровне исполнительства наших музыкантов, что невероятно ценно. И для ребят, и для дирижера такой опыт значит по-настоящему многое. Отметить особым вниманием непременно хочется музыкантов, достойно исполнивших сольные партии – это Надежда Рогушина, Татьяна Гречишникова, Марина Васильева – и каждого оркестранта в отдельности.

Очень приятно, что в преддверии праздника Любви и Весны 8 марта подарком для всех милых дам стал концерт проекта «Время высокой музыки». Об этом с нескрываемой радостью упоминали в своем приветственном слове и министр культуры Республики Карелия Елена Богданова, и Лариса Подсадник, представитель организатора концерта –  регионального отделения партии «Единая Россия». Классическая музыка во все времена была частью элитарной культуры. Но, если ее прежняя историческая судьба складывалась исключительно в аристократической среде и по ее законам, то сейчас приобщение к лучшим мировым творениям музыкальной культуры доступно любому. Главное – желание.

Евгения Банникова
Студентка Петрозаводской государственной 
консервтаории им. А.К. Глазунова