Симфоническому оркестру Карельской государственной филармонии - 80 лет

Афиша 80 лет симфоническому оркестру28 ноября 2013 года в 19.00 в Большом зале Карельской государственной филармонии состоится праздничный концерт, посвященный 80-летию Симфонического оркестра филармонии.

Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии был основан в 1933 году, объединив лучшие исполнительские силы Петрозаводска того времени. За годы существования он неоднократно менял названия (учредителей): Оркестр Радиокомитета, Карельской филармонии, Карельского радио и телевидения, Министерства культуры республики Карелия. В 1997 году оркестр окончательно вошел в состав Карельской государственной филармонии. 

В разные годы Симфоническим оркестром руководили такие дирижеры, как Леопольд Теплицкий Александр Дмитриев, Эдвард Чивжель, Олег Солдатов, Мариус Стравинский. С начала концертного сезона 2013/2014 пост художественного руководителя и главного дирижера занял петербургский дирижер Анатолий Рыбалко.

В настоящее время в составе Симфонического оркестра 79 музыкантов, в большинстве своем – выпускники Санкт-Петербургской и Петрозаводской государственных консерваторий. 

В рамках мероприятий, посвященных 80-летию оркестра, филармония представляет публике абонемент № 1 «Юбилейный» с участием дирижеров, ранее работавших с оркестром, – Олега Солдатова и Мариуса Стравинского.

На праздничном концерте 28 ноября вместе с Симфоническим оркестром филармонии под руководством художественного руководителя и главного дирижера Анатолия Рыбалко выступит солист, лауреат международных конкурсов Петр Лаул (фортепиано). Второй концерт абонемента «Юбилейный» - центральная программа в юбилейной серии. В концерт включены сложнейшие оркестровые сочинения, известные «демоническим содержанием». В программе прозвучат произведения М.Мусоргского – «Ночь на Лысой горе», С.Рахманинова – «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром и Д.Шостаковича – Симфония № 5.

«Ночь на Лысой горе» – одно из четырех небольших произведений для оркестра, оставленных Модестом Мусоргским (все его творчество в основном вокальное: оперы, романсы, песни). Лысая гора под Киевом – место знаменитое. Именно там встречается вся славянская нечистая сила. В этом сочинении Мусоргский обратился к фантастике, к народным сказаниям. Описания шабаша композитор тщательно разыскивал в различных книгах. Модест Петрович очень гордился тем, что сочинение получилось «российским» и «самобытным»: форма его подсказана не европейскими образцами, а исключительно стремлением живо, красочно передать особенности замысла.

«Рапсодия на тему Паганини» – одно из лучших произведений Сергея Рахманинова. В основу Рапсодии положена знаменитая тема Никколо Паганини (каприс №24). Понять замысел сочинения помогает переписка композитора и балетмейстера (изначально предполагалось, что на музыку Рапсодии будет поставлен балет). Рахманинов предлагает «оживить легенду о Паганини» — легенду, по которой драма и гибель великого скрипача объяснялись вмешательством «нечистой силы», завладевшей душой артиста. Однако содержание Рапсодии не сводится к этому театрально-эффектному сюжету. 

С появлением Пятой симфонии Шостаковича в искусстве произошло событие огромного масштаба: родилась подлинная симфоническая классика, явление мирового значения. Музыка невероятно точно отразила время ее создания – 1937 год. Время, когда огромная страна днем, казалось, бурлила энтузиазмом под бодрые строки песен Дунаевского, а по ночам не спала, охваченная ужасом, каждую минуту ожидая шагов на лестнице и рокового стука в дверь. Именно об этом рассказывала новая симфония Шостаковича. Строгая классичность форм и точность музыкального языка позволили зашифровать подлинный смысл. Сам композитор на вопросы критики, о чем эта музыка, отвечал, что хотел показать, «как через ряд трагических конфликтов, большой внутренней борьбы утверждается оптимизм как мировоззрение».

Петр Лаул – разносторонний, яркий пианист; он регулярно гастролирует как солист и ансамблист на лучших концертных площадках России и Европы: в Петербургской филармонии и Лувре, в Концертном зале Мариинского театра и Линкольн-холле и других.

Петр Лаул – выпускник Санкт-Петербургской консерватории. Лауреат первых премий нескольких международных конкурсов (Германия, 1995 – III премия и специальная премия за лучшее исполнение Баха; Германия, 1997 – I премия и специальная премия за лучшее исполнение сонаты Шуберта) и конкурса имени Скрябина в Москве (Россия, 2000 – I премия). С 2002 ведет класс специального фортепиано в консерватории и школе-лицее. В 2003 году пианист был награжден почетным знаком Министерства культуры Российской федерации «За достижения в культуре».

Особое внимание Петр Лаул уделяет камерному музицированию. Среди его постоянных партнеров – Илья Грингольц, Граф Муржа, Алена Баева. В различных камерных составах Петр Лаул появляется в концертных залах Франции, Германии, США, Латвии, Эстонии, Украины, Финляндии и России.

Место проведения
Карельская государственная филармония
28 ноября 2013 года, 19.00