Премьера опер «Джанни Скикки» и «Сестра Анжелика»

"Джанни Скикки" и "Анжелика". Афиша29 февраля и 1 марта на сцене Музыкального театра Карелии состоится премьера двух одноактных опер Джакомо Пуччини «Джанни Скикки» и «Сестра Анжелика». Это совместный проект карельского оперного театра и Немецкого культурного центра в Петрозаводске. Он осуществлен при поддержке Гёте-Института (Санкт-Петербург). Над спектаклем работают режиссер Франк Маттус и художник Карел Шпанхак. Музыкальный руководитель постановки – Михаил Синькевич. Оба произведения Пуччини прозвучат на сцене театра впервые.

В спектакле заняты ведущие солисты, оркестр и хор Музыкального театра Карелии. «Если удастся сделать так, что вы, дорогие зрители, к началу антракта всплакнете, а, покидая театр, будете смеяться, то значит, мы все сделали правильно», – говорит Франк Маттус. Маттус поставил более семидесяти спектаклей в Германии, Швейцарии, Австрии, Канаде и впервые ставит оперу в России.

«Джанни Скикки», «Сестра Анжелика» и «Плащ» входят в знаменитый оперный триптих Джакомо Пуччини. Его премьера состоялась в Метрополитен-опера в 1918 году, представить его на родине композитора в Италии помешала война. Все произведение редко исполняется целиком, однако и «Джанни Скикки», и «Сестра Анжелика» чрезвычайно популярны в мировой оперной практике. История Джанни Скикки, пройдохи, который ловко обманул богатых наследников, стала настоящим бестселлером, ежегодно в театрах мира эта опера исполняется более пятисот раз.  В партии главного героя блистают лучшие мужские голоса мировой оперы (так, например это одна из звездных работ великого Пласидо Доминго), а ария Лауретты, дочери Джанни, входит в топ красивейших женских арий мировой оперы.

Макет к спектаклю "Джанни Скикки"«Сестра Анжелика» – особенная опера: она написана исключительно для женских голосов и поэтому отличается редкой нежностью звучания и исключительной эмоциональностью. На протяжении всей оперы не покидает сцену хор – это придает особую наполненность ее звучанию. В центре произведения – фигура молодой женщины, родившей ребенка вне брака и вынужденной уйти в монастырь. Пуччини неслучайно объединил в цикл эти сочинения: от соседства в афише оперы не просто выигрывают, а обретают смысл, в котором можно видеть аналогию «Божественной комедии» Данте.

«Связь этих опер безусловна, – говорит режиссер-постановщик Франк Маттус, по его собственному признанию, являющийся фанатом Пуччини. – Первая опера – лирическая комедия, вторая – лирическая трагедия. В одной над смертью насмехаются, в другой смерть несет утешение и избавление от страданий. Оба произведения не обещают легкой жизни режиссеру. Все мое мышление, работа и все вдохновение исходят от музыки, она уже есть в опере, а я могу создавать эмоции, ритм, напряжение».

Мастер-класс Ф. Маттуса в Музыкальном театре КарелииГлавный дирижер Музыкального театра Карелии Михаил Синькевич предрекает публике настоящее наслаждение, подчеркивая, что музыка удивительна по красоте и берет за сердце, а Пуччини как композитор-драматург гениален. «Наше с режиссером восприятие этих опер совпадает. Мое видение основывается прежде всего на внимательном прочтении партитуры, и моя задача как дирижера – расшифровать и передать зрителю то, что композитор хотел увидеть на сцене», – отмечает маэстро.

В составе международной команды – сценограф Карел Шпанхак, художник-постановщик более трехсот спектаклей на разных сценах Европы. Это уже не первая совместная работа Франка Маттуса и Карела Шпанхака: «Эстетика Карела меня восхищает, – признается режиссер. – Его декорации очень точно передают концепцию спектакля. Они всегда неповторимо разные, но, несмотря на это, в них можно узнать его стиль. Его творчество всегда современно».

На репетицииХудожником по свету выступает заслуженный работник культуры России Евгений Ганзбург, создавший световые партитуры более чем для 250 спектаклей в режиссуре Льва Додина, Галины Волчек, Юрия Бутусова, Андрея Могучего и других. В Музыкальном театре Карелии Евгений Ганзбург работал над спектаклями «Сельская честь», «Волшебная флейта», «Скрипач на крыше».

Сейчас международная команда постановщиков собирается на финальные репетиции. Премьера «Джанни Скикки» и «Сестры Анжелики» состоится 29 февраля и 1 марта. Роль Джанни Скикки исполнят Павел Назаров и Игорь Макаров, в партии Лауретты с ее знаменитой арией, а также в партии Анжелики – Наталья Ландовская и Дарья Батова.

Франк Маттус (Германия)Для справки:

Франк Маттус родился в 1964 году в Берлине в семье известного немецкого композитора и дирижера Зигфрида Маттуса и оперной певицы Хельги Маттус. Окончил Академию театрального искусства им. Эрнста Буша и начинал как драматический артист в знаменитом театре «Берлинер ансамбль», сыграл более двадцати киноролей, среди них одна из главных ролей в криминальном сериале «Телефон полиции 110», а также главная роль (прототипом которой стал Раймонд Паулс) в двухсерийном фильме «Тапер» Рижской киностудии. Уже более тридцати лет работает в качестве режиссера драматических спектаклей, ставит оперы и мюзиклы, пишет пьесы и оперные либретто. С 1996 года – основатель и руководитель Фестиваля «Theatersommer Netzeband» в пригороде Берлина. С 2014 по 2018 год был художественным руководителем «Камерной оперы в Замке Райнсберг». Список постановок Франка Маттуса насчитывает более семидесяти спектаклей в Германии, Швейцарии, Австрии, Канаде.

Карел ШпанхакКарел Шпанхак родился в Цволле (Нидерланды), изучал сценографию в Амстердаме и Энсхеде. Карьеру в качестве художника по декорациям и костюмам начинал в Германии. Сценограф, художник по костюмам и художник по свету, он один из лучших современных европейских художников-постановщиков, обладатель множества престижных европейских наград. Известен постановками в Германии, Австрии, Швейцарии, Люксембурге, Голландии, работами на крупнейших оперных европейских фестивалях.

Гёте-Институт (Немецкий культурный центр им. Гёте, Goethe-Institut) является неправительственным учреждением культуры Федеративной Республики Германия, отделения которого работают во многих странах мира. Его деятельность направлена на популяризацию немецкого языка за рубежом и расширение международного сотрудничества в области культуры. В настоящее время институт имеет 159 филиалов по всему миру. В России филиалы Института им. Гёте работают в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Петербургское отделение Гёте-института осуществляет свою деятельность в Санкт-Петербурге и городах Северо-Западного региона России. Среди проектов Гете-Института – организация и проведение кинофестивалей, выставок, литературных чтений, концертов, конференций. В четырех российских городах (Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде и Петрозаводске) действуют Немецкие культурные центры, являющиеся постоянными партнерами Гёте-Института.

Место проведения
Музыкальный театр Республики Карелия
29 февраля, 1 марта 2020 года