Туристский потенциал: Муезерский район

Расположен (площадь - 17,6 тыс. кв. км, население - 18,5 тыс. человек) в западной части средней Карелии вдоль границы с Финляндией. Является вторым по величине территории районом республики с низкой плотностью населения (0,01 чел/га). Район пересекает Западно-Карельская возвышенность, являющаяся Беломорско-Балтийским водоразделом. Водораздельное положение района создает ему своеобразную природную специфику:

  • рельеф района низкогорный, сильно пересеченный;
  • на его территории находятся истоки многих рек и речек, включая такие крупные реки Карелии, как Суна и Чирка - Кемь;
  • реки текут практически во всех направлениях и отличаются особой чистотой;
  • район изобилует большими и малыми озерами, также с очень чистой водой, и родниками.

Выделяются четыре водно-озерные системы: Чирко - Кемская, имеющая северо-восточное направление; Онда - Ондозерская (восточное); Сунско - Гимольская - (юго-восточное) и Лексозерско-Лендерская - юго-западное направление. Все они используются для сплава на байдарках и плотах и хорошо известны российским водным туристам. По системе Лексозеро - Лендерка - Лиекса можно организовать исключительно интересный водный международный маршрут с выходом в Финляндию, но для этого надо уладить труднопреодолимые пограничные формальности. Реки района изобилуют порогами, а озера богаты рыбой.

На юге района, в 20 км от пос.Суккозеро, расположена гора Воттовара, высшая точка Западно-Карельской возвышенности - 417,1 м. Гора находится на государственном учете в качестве культурно-исторического (археологического) памятника республиканского значения. На вершине этой горы находилось святилище древних саамов - до сих пор здесь сохранились сотни культовых камней - сейдов и каменных выкладок. Среди других подобных святилищ, встречающихся в северных регионах, данный памятник занимает самое южное положение и отличается легкой транспортной доступностью.

Интересна Воттовара и как памятник природы. Ее склоны и вершина покрыты хорошо сохранившимися лесными и лесотундровыми сообществами, а сама гора носит яркие следы тектонической деятельности: разорванные трещинами блоки, вздыбленные или, наоборот, обрушенные огромные обломки скал, масса разнообразнейших валунов. Все это создает картину первозданного хаоса и уже привлекло внимание не только ученых-геологов, но и художников.

Известность горы растет, на ней стали появляться дикие туристы и это может привести к непоправимым последствиям для ее культовых и природных комплексов. Вместе с тем гора может стать интереснейшим туристским объектом не только района, но и всей республики.

В силу приграничного положения население края страдало от шведских набегов, давая иногда шведам сильный отпор. Вошел в историю предводитель карел Иван Рокаччу, сумевший нанести поражение крупному шведскому отряду. В культовой роще близ села Тикша находится могила этого народного героя и памятный знак. Скульптурный портрет Рокаччу был воссоздан академиком Герасимовым. В настоящее время место захоронения Рокаччу стало объектом туристского паломничества.

Памятным событием новейшей истории явился легендарный лыжный поход в 1922 году курсантов - красноармейцев под командованием Тойво Антикйнена в дер.Кимасозеро. По следам этого похода был организован всесоюзный лыжный маршрут, по которому прошли тысячи любителей зимнего туризма.

Район беден памятниками архитектуры. Их выявлено 16 единиц и разбросаны они по разным деревням. Поэтому здесь не приходится говорить о развитии культурно-познавательного туризма. Вместе с тем Муезерский район представляет собой уникальный полигон, где могут развиваться любые виды природного, экологического, сельского и спортивного туризма. Препятствием этому является лишь неразвитость соответствующей инфраструктуры.

Основные направления развития туризма

  • создание муниципального туристского предприятия;
  • образование природного парка "Тулос";
  • освоение туристского потенциала горы Воттовара;
  • развитие экологического, сельского и водно-спортивного туризма;
  • организация водного туристского маршрута вокруг поселка Тикша;
  • организация международного туристского водного маршрута по рекам Лендерка-Лиексанйоки;
  • совершенствование организации двухсторонних пересечений через пункт упрощенного пропуска "Иннари".